23.03.2023 09:08 Автор: Наседкина И.А. Логопед
Нарушения слуха той или иной степени встречаются достаточно часто и у взрослых, и у детей разного возраста. Как следует из публикуемого Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) первого Всемирного доклада по проблемам слуха (2 марта 2021 г., Женева), к 2050 году почти 2,5 миллиарда человек во всём мире-т.е. каждый четвёртый- будут страдать той или иной степенью потери слуха. Если не будут приняты меры, по меньшей мере 700 миллионов из них будут нуждаться в услугах по охране здоровья уха и органов слуха и других реабилитационных услугах. Считается, что на 100 нормально слышащих новорождённых приходится 1-2 ребёнка с выраженной степенью тугоухости и 1-2 ребёнка прибавляются в первые два года жизни.
А ведь известно, что глубокое нарушение слуха оказывает серьёзное, а нередко губительное влияние как на зрелую, так и на только формирующуюся личность человека и его семью. Как отмечает А. И. Сатаева в своей статье «Кохлеарная имплантация как средство помощи глухим детям»: «В связи с потерей слуха происходит глубокое нарушение связи с социумом и культурой как источниками развития. Столь же грубо нарушается связь родителей с ребёнком на самых ранних этапах развития, поскольку взрослый носитель культурыи ценностей не имеет способов передачи социального опыта ребёнку, который не может приобрести его спонтанно, в отличие от нормально развивающегося ребёнка…Поэтому при врождённой глухоте без специального обучения ребёнок остаётся немым, а при потере слуха в возрасте 2-3 лет он очень быстро теряет речь, которая была сформирована у него на слуховой основе. Если потеря слуха происходит в школьном возрасте или позже, человек не может полноценно общаться, так как не понимает обращённую к нему устную речь». Но при наличии адекватного коррекционного воздействия эти тяжёлые последствия могут быть уменьшены или даже преодолены.
Такая специальная коррекционная работа организована в сурдологическом отделении Центра «Ариадна». При этом в отделении, как и в Центре, в целом, решаются две основные задачи:
-снижение детской инвалидности;
-медико-педагогическая реабилитация, социализация и интеграция детей.
Решение этих задач осуществляется на основе комплексного подхода к личности каждого ребёнка.
После комплексного обследования, которое включает в себя медицинскую и фукциональную диагностику, ребёнок направляется на медицинскую и психолого-педагогическую реабилитацию. Психолого- педагогическая реабилитация слуховосприятия и речи ведётся по Верботональной системе. Это программа реабилитации лиц с нарушением слуха и речи, разработанная академиком-лигвистом П. Губерина (Хорватия). Суть метода состоит в том, что он развивает слуховосприятие на основе остатков слуха и (или) других сохранных органов чувств, что способствует формированию и воспроизведению речи.
Задачи данного метода-развитие речи через слушание и дальнейшая интеграция детей.
Этапы развития речи по Верботональному методу:
-развитие слушания;
-мотивация речи;
-спонтанная речь;
-сознательная речь;
-свободное общение с помощью речи.
При этом большое значение имеет использование качественной электроаккустической аппаратуры, сконструированной в соответствии с теоретическими положениями и результатами исследований в Верботональной системе:
-«ВЕРБОТОН Г10» - для групповой работы с детьми;
-«ВЕРБОТОН Г20» - для проведения функциональной диагностики и индивидуальной реабилитации;
-вибротактильная доска –для начального этапа реабилитации.
Вся аппаратура имеет широкие функциональные возможности. Например, «ВЕРБОТОН Г20» располагает сложной системой фильтров и усилителей, с помощью которых возможен подбор оптимального слухового поля ребёнка и последующая работа над постепенным его расширением.
Психолого-педагогическая реабилитация включает в себя:
-занятия с индивидуальным реабилитатором;
-занятия по музыкальной стимуляции и стимуляции движением (фонетическая ритмика);
-занятия с дефектологом (по показаниям);
- занятия по методу М. Монтессори;
-музыкальные занятия;
-занятия с индивидуальным и групповым психологом;
-творческие занятия (лепка, рисование, аппликация, конструирование);
-занятия познавательного цикла, которые носят комплексный характер и включают в себя элементы знакомства с окружающим миром, развитие речи и формирование элементарных математических представлений.
На занятиях познавательного цикла перед нами стоят следующие задачи:
-развитие слушания;
-развитие речи;
-усвоение конкретных понятий;
-развитие абстрактного мышления;
-понимание речи за экраном;
-развитие диалогических форм речи;
-коррекция звуков;
-развитие речевых навыков в пересказе сказок;
-развитие умения имитировать голоса животных.
Данные задачи мы решаем с помощью следующих видов упражнений:
-работа над понятием «есть звук-нет звука»;
-работа над продолжительностью звукового сигнала и его интенсивностью (тихо-громко);
-работа по выработке условно-рефлекторной двигательной реакции на звук;
-работа над локализацией источника звучания;
-работа над идентификацией звукового сигнала;
-работа над различением ритма;
-работа над овладением различными понятиями;
-работа по развитию диалогических форм речи с использованием сказок и аудиовизуального глобально-структурального метода.
Надо отметить, что все виды деятельности мы проводим на вибрационном столе, или в наушниках с применением аппарата «Верботон», или в свободном пространстве со слуховыми аппаратами и кохлеарнымиимплантами.
Так как занятия посещают дети разного возраста, а самое главное, с различными дополнительными проблемами, то они проводятся по подгруппам. При формировании подгрупп учитывается не столько реальный возраст детей, сколько уровень их речевого и умственного развития. И если в процессе реабилитации ребёнка, имеющего только нарушение слуха, мы можем предсказать результат, то результат реабилитации детей с сочетанными нарушениями предсказать очень трудно.
Так же учитывается и то, что с 2008 года наш Центр посещают дети после операции кохлеарной имплантации.
При работе с такими детьми мы должны варьировать содержание и способы обучения, грамотно адаптировать задания, исходя из возможностей детей. Здесь нет определённых правил, следует ориентироваться на процесс усвоения материала, на развивающиеся способности ребёнка в ходе реабилитации. Надо вовремя заметить минимальную заинтересованность ребёнка тем или иным видом деятельности, поддержать этот интерес и направить в нужное русло. Для этого любой материал, который мы даём ребёнку, должен быть эмоциональным, привлекательным, живым и заставлял бы ребёнка включаться в деятельность. Надо учитывать и то, что многие дети быстро утомляются, часто отвлекаются, обладают низкой работоспособностью, поэтому смена видов деятельности способствует поддержанию их внимания.
В последние годы для этого мы используем и информационно-развивающие технологии, которые являются новой ступенью в коррекционном процессе. В нашу практику тесно вошла интерактивная доска- это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор.
Занятия познавательного цикла тесно связаны с занятиями других педагогов Центра, и результат реабилитации зависит от совместной, систематической и последовательной работы всех специалистов, т.е. от комплексного подхода к личности каждого ребёнка.
В заключении хочется отметить, что реабилитация неслышащего ребёнка невозможна без активного повседневного участия родителей. Наша задача объяснить родителям, что развитие разных умений у ребёнка, в том числе слуха и речи, происходит не только и не столько во время целенаправленных занятий, а каждую минуту, когда они что-то делают вместе. Важно объяснить родителям, что с ними ребёнок проводит большую часть времени и нельзя это время терять даром. Поэтому работе с родителями в нашей службе уделяется большое внимание. Это и оказание психологической помощи по воспитанию ребёнка с нарушением слуха. Это и консультации родителей любым специалистом нашего Центра . Это и посещение родителями любых занятий, проводимых с ребёнком.Для ознакомления с материалом, необходимо скачать файл:
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА БАЗЕ ГБУЗ СО ТЛРЦ «АРИАДНА»